Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles)
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (англ. University of California, Los Angeles) — публичный университет, расположенный в городе Лос-Анджелес в штате Калифорния, США. Основан в 1881 году. Вошёл в систему государственных университетов в 1919 году, став вторым кампусом общего назначения в системе Калифорнийского университета.
Выпускник Школы киноискусства 1967 года Джон Птак, занимающийся поиском талантов в Голливуде, утверждает, что реальный Факультет театральных искусств УКЛА не имел ничего общего с тем, как его показал Оливер Стоун в своем фильме о группе The Doors. Факультет в те давние времена больше напоминал школу искусств, дружный коллектив аутсайдеров, а не бизнес-школу, чем они являются нынче.
"Школа располагалась в нескольких металлических ангарах, оставшихся после Второй Мировой войны, в районе Северного кампуса возле пятой парковки. Здесь была пара строений, которые мы гордо именовали павильонами звукозаписи, хотя там не было ничего, кроме грязных полов и четырех стен с крючками и штырями, на которые вешали всякий хлам."
Голливудский сценарист Ричард Блекберн, получивший известность благодаря написанному им сценарию к культовой черной комедии 80-х "Пожирая Рауля", и также закончивший Факультет театральных искусств УКЛА в 1966 г., в 60-х годах набросал дружеский шарж на публику, которая крутилась на факультете в те времена, когда он еще был отделением преимущественно театрального, а не кино- и телеискусства.
По свидетельству Ричарда Блекберна, центром студенческой жизни отделения киноискусства был знаменитый в ту пору Gypsy Wagon. Это была обычная забегаловка, о которой Джон Птак высказался следующим образом: "тусовочное место, которое все хорошо помнят. Это был обычный обитый жестью вагончик с дверью по борту, но он был очень уютный.”
Судьба некоторых личностей из изображенных на рисунке в различное время переплелась с историей группы The Doors, среди них:
Автор сценария фильма Поля Бартеля "Пожирая Рауля" и другого культового вампирского ужастика "Лемора: Детская сказка о сверхъестественном" (1973), в настоящее время работает над сценарием фильма про эпоху 60-х в УКЛА, под влиянием ностальгии от прочтения книги Рэя Манзарека “Light My Fire: My Life With The Doors.”
Припоминает Джима катающимся на скейтборде взад-вперед по коридору монтажного флигеля, в то время как остальные студенты тщетно пытались угомонить его. В другой раз во время обеда в Gypsy Wagon появились Манзарек и Моррисон и раскатали первый постер The Doors, только что вышедший из-под пресса. Накануне они подписали контракт с Electra. Но их тогда никто не воспринял всерьез, посоветовав сосредоточится на кинематографе, а не на музыке:
"В Рэе умер замечательный режиссер. Мы с моим другом Карлом Шульцом работали над большинством его короткометражек, и могу заверить, что Рэй был необычайно талантлив. Но прочитав его книгу о группе я понял, что он был абсолютным эгоистом."
"Я помню, как стоял часами среди толпы на Hollywood Bowl во время концерта The Doors, работая с высокоскоростной камерой Auricon, установленной на треноге, а Пол Феррара все просил меня подождать, пока Моррисон не начнет падать на спину во время исполнения "Unknown Soldier". Джим упал точно как предсказывал Пол, я нажал кнопку старта, но проклятая камера зажевала пленку. Я думаю, эти съемки есть на DVD "The Doors Live at the Hollywood Bowl" . Возможно, меня там и упоминают, что я не сделал ни единого кадра".
Сейчас Стив Вакс является совладельцем рекламного агентства Campfire.
По свидетельству Блекберна, Ина Массари была той девушкой, которая танцевала на телевизоре в студенческом фильме Джима Моррисона, однако сама она это отрицает. Тем не менее, она была лучшей танцовщицей отделения в это время и известно, что она ставила сценические движения членам группы. После окончания вуза она работала редактором на киностудии.
Джон Птак припоминает, что до того, как появилась группа, Моррисон ходил с прилизанной короткой прической а-ля Джеймс Дин, в зауженных джинсах и с неизменной пачкой сигарет в рукаве футболки.
Все свидетели тех времен единодушны во мнении, что профессор, раскритиковавший студенческую работу Моррисона, был просто ужасным снобом, таким, как его изобразил Оливер Стоун в своем известном фильме.
Еще один участник группы, с супругой.
По поводу данного группового портрета Манзарек написал:
"УКЛА был замечательным местом для изучения науки о кино в 60-х годах. Жизнь была прекрасна, студенты были настоязими художниками, трава была хороша, и фильмы были чертовски хороши, учителя были вышек всяких похвал – Господи, Йозеф фон Штернберг чего стоит! В рок-музыке только началось британское вторжение, только зародилась французская Новая Волна, Феллини выпустил "8 1/2", а мои учебные фильмы – "Evergreen" и "Induction" с Дороти Фудзикавой в главной роли (она уже 40 лет как моя жена) приняты на легендарные просмотры в Royce Hall. Я в своей автобиографии "Light My Fire – My life with the Doors" описал жизнь на отделении кинематографа УКЛА."
Одна из первых женщин режиссеров-документалистов в 60-70-х гг., оператор, продюсер, вспоминает о годах учебы на отделении кинематографии:
“Киношкола в УКЛА в 60-х была целым миром, где обитали самые яркие и неординарные художники… которыми мы, без сомнения, себя свитали. Даже те великие учителя, которых было множество, это был просто иконостас отщепенцев, посвятивших жизнь своему искусству и прожигавшими жизнь на полную катушку. Здесь не было различия между студентами разных курсов и мы встречались на одних и тех же занятиях. Не было никакой субординации: новички, аспиранты и их преподаватели проводили время вместе, напивались в "Lucky U", играли в пул. Или ходили на кинопросмотры, чтобы посмотреть фильмы Антониони, а затем просидеть всю ночь за кружкой кофе с Эдом Брокавом (преподавателем монтажа). Это были замечательные времена, когда возникало много дебатов.Джим Моррисон и Рэй Манзарек были лишь частью этой тусовки. Я была на просмотре фильма Джима. Ничего примечательного и выдающегося. Рей был просто одаренным режиссером. В свои фильмы он приглашал сниматься подругу Дороти Фудзикаву. А Феликс Венабле снял фильм под названием "L.S.D.", где сделал нарезку из темных и светлых кабров, благодаря чему создавался эффект эпилептического припадка. Многие из нас стали жертвами крайностей, свойственных этой эпохе. Хосе Гонзалес убил свою подружку, попал в тюрьму, а когда вышел, так и не свог понять, почему старые друзья его избегают.
Джим с Рэем организовали рок-группу, где Джим в первое время забирался на сцену и бубнил свои стихи, положенные на музыку. Мы с Полом Феррарой по ночам "заимствовали" цветные прожектора освещения в Вествуде, чтобы затем использовать их в световых ящиках, которые Пол сконструировал для выступлений The Doors и заставлял их вспыхивать в ритм музыки перед сценой. За это мы имели, как минимум, места в первых рядах.”
В черте кампуса УКЛА, недалеко от Факультета театральных искусствстоял небольшой вагончик-буфет, вокруг которого были расставлены столики. Мы называли его Gypsy Wagon. Студенты из факультета искусств, театрального и кмнематографическогособирались здесь между занятиями. Это место было очень популярно. Жизнь в Gypsy Wagon бурлила: споры, обсуждения, связи, любовь и расставания... здесь было все, что только можно вообразить. Некоторые из нас приносили чекушки на территорию кампуса и мы мешали их с Колой из Gypsy Wagon. Здесь проходило множество вечеринок, косяки крутили прямо здесь.
Я одним из первых открыл "Lucky U", пивной бар и дешевая забегаловка между Сепулведа и Уилширом. В то время в Вествуде действовало прелписание, запрещающее торговать спиртным возле университетской территории. Так вот бар этот находился сразу за пределами ограниченной зоны. Сюда часто наведывались старые пердуны из госпиталя рядом с Вествудом. Большинство времени здесь было тихо и спокойно. Но времена меняются, не так ли? Сейчас весь Вествуд от края до края - это одни сплошные бары. Я, бывало, парковал свой мотоцикл BSA возле Gypsy Wagon и стартовал в Lucky U, когда появлялась возможность. Я любил тусоваться на грани.
Со временем организовалась небольшая группа студентов из отделения киноискусств, которые надолго пропадали в этом месте. Костяк группы составляли мы с Феликсом Венабле, Джимом Моррисоном и Хосе Гонсалесом. Пиво было дешевое, да и поесть можно было без ущерба для здоровья. Там стояли пара бильярдных столов и нам были рады...
Зачетный фильм, который снял Джим в УКЛА, произвел много шума, хотя это и не было шедевром. Картина развалилась на куски во время просмотра. В общем, преподаватель заявил, что Джим плохой киношник потому как совсем не умеет монтировать фильм. Как мне сейчас кажется, со стороны преподавателя это было слишком жестоко. Детали картины Джима отпечатались у меня в мозгу. Он снимал на камеру собственную команду. Вот они находятся в доме родителей Фила О'Лино, пьют, курят траву. Кто-то сворачивает косяк, передает его по кругу. Они все накачались, а камера была ручная. Чья-то подружка раздевается до исподнего и забирается на телевизор. Она медленно танцует на телевизоре, и нам все кажется, что он сейчас завалится. По телевизору в это время передавали документальный фильм про армию Гитлера, входящую в Париж. Комбинация полураздетой девицы и марширующих нацистов незабываема. Он пустил все на самотек, позволив фильму развиваться своим чередом, и просто ловил момент на пленку. Это было чистое искусство. Да, с монтажем он не ладил, но это компенсировалось его наблюдательностью и креативностью.
Рэй снимал автобиографический фильм "Evergreen". Я играл там роль парня, который увел его подружку. Он находит новую подругу на Факультете искусств. Эта роль досталась его настоящей подружке Дороти. Они с Рэем снимали небольшую квартиру рядом со мной в Оушен-Парке. Рэй первым из нас открыл для себя кислоту. Он сказал мне, что у него есть что-то, что мне наверняка понравится. Они пригласили меня присоединиться к ним в субботу утром в их квартире над гаражем. Рэй нашпиговал три сахарных кубика ЛСД, и они с Дороти хотели поделиться со мной впечатлениями. Мы приняли их сразу же утром, запив чаем с медом, и погрузились в какое-то дремотное состояние, развалившись на полу и слушая японскую флейту.
Один из самых оригинальных студентов факультета в 60-е годы. Он был ярым приверженцем эйзенштейновского стиля монтажа, редактировал сцены лезергиновых путешествий в фильме Роджера Кормана "Трип", и сопровождал Моррисона в его известной поездке в Тихуану. Позднее он переехал в Сан-Франциско и был на подработке у Фрэнсиса Копполы. Он утверждает, что это он подбил Копполу к работе над фильмом по книге "Сердце тьмы" Джозефа Конрада, который в конце концов превратился в "Аполкалипсис наших дней". Он также принимал участие в работе над фильмом "The Doors" в качестве технического советника.
Блекберн вспоминает, что киномеханик Школы был постоянно в облаке пыли, потому что "он постоянно что-то ронял". Именно он управлял проектором на знаменитом просмотре не сохранившегося студенческого фильма Моррисона, хотя в этот раз его нельзя было винить в провале киноленты. Эссерт вспоминал:
"Фильм Джима длился около 8 минут, но его просмотр занял минут 20, поскольку пленка все время рвалась... Колин Янг, бородатый шотландец, по завершении просмотра раскатисто произнес: "Мистер Моррисон, одна из самых важных вещей, которым Вы должны научиться в школе, это заставить Ваш гребаный фильм проскочить через проектор. Следующий!"
Немногие люди смогли сохранить влияние в киноиндустрии Лос-Анджелеса в течение 30 лет, как то удавалось Эссерту. В 1971 году он вместе со своим постоянным партнером Гари Адамсом организовал независимый фестиваль Filmex, проходивший ежегодно до 1983 г., а затем, в 1984 году создал некоммерческую организацию Американская синематека, продолжавшую знакомить зрителей с лучшими шедеврами кинематографа со всего мира.